Зубова Л. В. Современная русская поэзия в контексте истории языка

            Современное искусство, и в частности поэзия 60–90-х годов ХХ в., на­следует от предшествующих эпох две противоположные тенденции. Одна из них напра­влена на познание логики бытия, стремится к реалистическому отражению дей­ствительности, укреплению языковых норм, предполагает воспитательную фун­кцию произведения. Другая тенденция связана с установкой на эксперимент, критическим отношением к языковой норме и отказом от дидак­тической фун­кции. В таком случае внимание авторов и читателей привлечено к неупорядо­ченности мира, парадоксу, изменчивости сущностей и свойств, ало­гизму и не­стабильности самого языка как отражения нашего сознания.

            В этой книге речь пойдет о языковых свойствах русской поэзии преиму­щественно последних трех десятилетий, ориентированной на активные языко­вые поиски и языковые преобразования. Круг исследуемых авторов представ­лен такими, например, именами, как Г. Сапгир, Г. Айги, Вс. Некрасов, В. Со­снора, И. Бродский, Л. Лосев, М. Еремин, Д. Бобышев, О. Охапкин, В. Криву­лин, Е. Шварц, С. Стратановский, А. Миронов, А. Шельвах, В. Гандельсман, В. Казаков, Д. А. Пригов, Т. Кибиров, В. Строчков, А. Левин, С. Бирюков, Ю. Ким и др. – всего около трехсот авторов. Тексты многих из этих поэтов, на­писанные в 60–80-х годах, начали печататься у нас только в 90-е годы. Отсутст­вие в этой книге имен и текстов многих хороших и знаменитых поэтов, напри­мер А. Тарковского, Д. Самойлова, Ю. Левитанского, И. Лиснянской, Б. Окуд­жавы, объясняется исключительно тем специфическим ракурсом, при котором в сферу внимания попадают тексты с какой-либо деформацией языковых элемен­тов. Вместе с тем, за пределами этой книги оказались и многие современные поэты-авангардисты, настолько резко деформирующие язык, что их произведе­ния оказываются приближенными к другим сферам искусства (например, к жи­вописи, графике, музыке) и в большой степени утрачивают свойства собственно текста.

 

Библиографическая информация: 
М.: Новое литературное обозрение, 2000.