Зубова Л. В. Современная русская поэзия в контексте истории языка
Современное искусство, и в частности поэзия 60–90-х годов ХХ в., наследует от предшествующих эпох две противоположные тенденции. Одна из них направлена на познание логики бытия, стремится к реалистическому отражению действительности, укреплению языковых норм, предполагает воспитательную функцию произведения. Другая тенденция связана с установкой на эксперимент, критическим отношением к языковой норме и отказом от дидактической функции. В таком случае внимание авторов и читателей привлечено к неупорядоченности мира, парадоксу, изменчивости сущностей и свойств, алогизму и нестабильности самого языка как отражения нашего сознания.
В этой книге речь пойдет о языковых свойствах русской поэзии преимущественно последних трех десятилетий, ориентированной на активные языковые поиски и языковые преобразования. Круг исследуемых авторов представлен такими, например, именами, как Г. Сапгир, Г. Айги, Вс. Некрасов, В. Соснора, И. Бродский, Л. Лосев, М. Еремин, Д. Бобышев, О. Охапкин, В. Кривулин, Е. Шварц, С. Стратановский, А. Миронов, А. Шельвах, В. Гандельсман, В. Казаков, Д. А. Пригов, Т. Кибиров, В. Строчков, А. Левин, С. Бирюков, Ю. Ким и др. – всего около трехсот авторов. Тексты многих из этих поэтов, написанные в 60–80-х годах, начали печататься у нас только в 90-е годы. Отсутствие в этой книге имен и текстов многих хороших и знаменитых поэтов, например А. Тарковского, Д. Самойлова, Ю. Левитанского, И. Лиснянской, Б. Окуджавы, объясняется исключительно тем специфическим ракурсом, при котором в сферу внимания попадают тексты с какой-либо деформацией языковых элементов. Вместе с тем, за пределами этой книги оказались и многие современные поэты-авангардисты, настолько резко деформирующие язык, что их произведения оказываются приближенными к другим сферам искусства (например, к живописи, графике, музыке) и в большой степени утрачивают свойства собственно текста.