Кузьмин Д. В. Постконцептуализм. Как бы наброски к монографии

XX столетие ознаменовалось (и это общий процесс для всех видов искусства) невиданным прежде умно-жением различных художественных языков. Литературное пространство расширялось и усложнялось по нарастающей. Множественность сосуществующих в одну эпоху живых языков предоставляла авторам новые возможности, бОльшую свободу маневра: легко увидеть, например, как в "серебряном веке" разброс индивидуальных поэтик внутри одной поэтической группы неуклонно возрастал от старших символистов к младшим, затем к футуристам и акмеистам – по мере того как возрастало количество "точек иного" в литературном пространстве, по отношению к которым автор мог самоопределяться. В то же время эта множе-ственность естественным образом препятствовала (во всяком случае, у вменяемых авторов и в реальной художественной практике, а не на уровне деклараций) абсолютизации какого-либо (в т.ч. собственного) метода, исподволь приучала к мысли об исчерпаемости, конечно-сти любого художественного языка (ср. концепцию "автоматизации" у формалистов).
Логичным итогом такого развития явился концептуализм (оставим, применительно к данному повороту темы, за рамками сюжета его культурологические и общефилософские основания). Исходная посылка концептуализма состоит в том, что все имевшиеся художе-ственные языки не просто исчерпаемы в принципе, а уже исчерпаны, так что впредь никакое индивидуальное высказывание невозможно.

Библиографическая информация: 
Новое литературное обозрение. Вып.50 (4'2001). С.459-476.