Отчёт о семинаре «Мировые поэтические практики» 19 сентября 2013 г.

19 сентября 2013 г. состоялось четвёртое заседание семинара «Мировые поэтические практики» при Центре лингвистических исследований мировой поэзии (ЦЛИМП). С докладом «Классический китайский стих люйши» выступила Юлия Дрейзис.

Современная китайская поэзия характеризуется представлением о стихе, во многом сходным с представлениями, существующими в других странах – однако вплоть до современного период в Китае не существовало единого термина для обозначения всех традиционных форм стиха. Вместо этого китайские авторы оперировали названиями отдельных жанров, каждый со своими формальными и содержательными особенностями.

В общем, традиционная китайская поэзия представляла собой совокупность форм, использовавших рифму и метрику, основанную на установленном числе слогов в каждой стихотворной строке. При этом некоторые формы строились также на возможностях, которые предоставляла существовавшая в языке тональная система, дававшая поэтам необходимый арсенал для чередования разных регистров (относительной высоты тона) звучащего слога.

Базовой особенностью стиха люйши является его следование жёстким правилам во многом искусственной рифмовки, соблюдение заданной длины строки и чередования тонов. Из всех трёх характеристик наиболее сложной для понимания европейского читателя является именно тональная природа китайского классического стиха, которая начинает проявляться не раньше конца V – начала VI вв., вслед за эволюцией самого языка. История китайского стихосложения на протяжении первых пяти столетий его существования – это, по существу, история открытия, сначала в очень простой форме, рифмы и метра и их разработки и эксплуатации для поэзии на языке, в котором сама форма слов обеспечивает поэта естественными слоговыми блоками для чисто силлабического стиха. В древнекитайском и возникшем на его основе классическом языке вэньяне наблюдается отчётливое тяготение к моносиллабизму – в общем случае слова односложны и записываются одним иероглифом, и лишь изредка попадаются практически неразложимые сочетания, которые могут рассматриваться как пары слов (ср. русское «житьё-бытьё»). Таким образом, деление стиха на ритмические единицы, равные между собой по числу слогов, оказывается самой удобной формой стихосложения.

Материалы семинара

Вы можете ознакомиться с полным отчётом о семинаре в формате PDF. Презентация к докладу в формате PDF также доступна для скачивания. Мультимедийный материал к последнему слайду этой презентации доступен на канале Института языкознания в Youtube.