Отчёт о семинаре «Мировые поэтические практики» 14 марта 2013 г.

14 марта 2013 года в Центре лингвистических исследований мировой поэзии (ЦЛИМП) при Институте языкознания РАН начал свою работу семинар «Мировые поэтические практики». На первой встрече с докладом «О классическом арабском стихе» выступил член-корр. РАН, зав. кафедрой арабской филологии ИСАА МГУ Дмитрий Владимирович Фролов. Доклад был посвящен основам арабской метрики и адресован не только академической аудитории, но всем заинтересованным в устройстве арабского стиха и поэзии.

Докладчик представил оригинальную трактовку классической арабской метрики, известной под названием аруд или аруз, которую в VIII веке  разработал арабский филолог Халиль ибн Ахмад аль-Фарахиди, и положенную в основу его книги «Классический арабский стих» (М.: Наука, 1990). С точки зрения Д. В. Фролова, классический арабский язык был «моросчитающим» и не обладал заметным динамическим ударением. Стих такого типа должен рассматриваться в рамках аутентичного арабского фонологического учения, т.к. любые попытки насильственно описать его в терминах античной квантитативной просодии без учета достижений арабских грамматистов нельзя признать удовлетворительными. Докладчик заметил, что классическая система арабской метрики, известная под названием «кругов Халиля» и датируемая VIII веком, по своему устройству напоминает генеративную метрику, известную по работам М. Халле и П. Кипарски, и не в полной мере соответствует реально наблюдаемому репертуару размеров.

В основе всех этих размеров лежат особые структуры (часто называемые стопами), образованные по специальным правилам из элементарных единиц арабской просодии — «харфов» (соответствующих двум морам). Арабские стопы состоят из «слабых» элементов (величиной в два харфа) и «сильных» элементов (величиной в три харфа), которые и образуют ядро стопы. Такие стопы напоминают стопы античной квантитативной метрики — ямбические (стопа в 2 + 3 моры), анапестические (2 + 2 + 3 моры) и т.д. В рамках стихотворной строки эти стопы могут варьироваться (такой стих напоминает античный дактилические гексаметр) или оставаться неизменными (как античные стопные логаэды). Упадок этой системы стихосложении связан с появлением в арабских диалектах динамического ударения и утратой исходной просодической структуры.

В рамках доклада были рассмотрены основные размеры классического арабского стихосложения и приведены примеры из некоторых наиболее известных текстов, написанных этими размерами. Отдельно докладчик остановился на тематическом репертуаре ранней арабской поэзии, которая, как любая поэзия традиционного типа, вышедшая из «устной литературы» (по Якобсону), следовала ограниченному набору тем и мотивов, но проявляла исключительную изощренность в их воплощении.